Солнцеворо́т (солноворо́т) — древнерусское название солнцестояния. Соответствовал моменту «поворота» Солнца на прибыль или на убыль дня.
В Красндаре 22 декабря 2011 года восход солнца буде в 8.00, зенит в 12.22, а заход в 16.45! То есть продолжительность дня составит 8 часо 45 минут. А 23 декабря световой день увеличится на 1 минуту.
На Руси и во многих европейских странах день зимнего солнцестояния отмечался как праздник рождения Солнца. День этот был замечен издревле. Так, в русском фольклоре этому дню посвящена пословица: "Солнце - на лето, зима - на мороз". С этого дня постепенно будет прибавляться светлое время суток, а ночь - сокращаться. По зимнему солнцестоянию судили о будущем урожае. В старину 22 декабря замечали: иней на деревьях - к богатому урожаю зерна.
В XVI веке на Руси с днем зимнего солнцестояния был связан интересный обряд. К царю на поклон приходил звонарный староста Московского собора, который отвечал за бой часов. Он докладывал, что отныне солнце повернуло на лето, день прибавляется, а ночь сокращается. За эту радостную весть царь жаловал старосту деньгами.
Древние люди особо обожествляли Солнце, понимая, что от его света и тепла зависит их жизнь на земле. Для них эти дни были божественным чудом, олицетворявшим победу света над тьмой. У древних славян в день зимнего солнцестояния праздновался языческий Новый год, он связывался с божеством Колядой. Главным атрибутом празднества был костер, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог - каравай - по форме тоже напоминал солнце. В Европе в эти дни начинался двенадцатидневный цикл языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы. В день зимнего солнцестояния в Шотландии был обычай запускать солнечное колесо - "Солнцеворот". Бочку обмазывали горящей смолой и пускали вниз по улице. Колесо - символ солнца, спицы колеса напоминали лучи светила, вращение спиц при движении делало колесо живым и похожим на свой солнечный прообраз.
"Зимнее солнцестояние" раньше всех других сезонов было определено в Китае (в китайском календаре 24 сезона). В древнем Китае считали, что с этого времени поднимается мужская сила природы, и начинался новый цикл. День зимнего солнцестояния считался счастливым днем, достойным празднования. В этот день все - от императора до простолюдина - уходили в отпуск. Армия приводилась в состояние ожидания приказов, закрывались пограничные крепости и торговые лавки, люди ходили друг к другу в гости, дарили друг другу подарки. Китайцы приносили жертвоприношения богу Неба и предкам, а также ели кашу из фасоли и клейкого риса, чтобы обезопасить себя от "злых духов" и болезней.
Древние, наши предки, верили, что это происходит по воле Карачуна – жестокого бога подземного мира, властителя тьмы, повелителя смерти, владыки стужи.
Однако весьма любопытно, что в славянской мифологии и зимний солнцеворот назывался Карачуном (или Корочуном). А поскольку это время совершенно особое, связанное с предстоящим солнечным Рождеством, то у славянских народов, кроме страшилок по поводу злобного божества Карачуна ( приходившегося родней более позднему дедушке Морозу), сложились и другие словоупотребления. На первый взгляд, они одноименные, но смысл в себе несут совсем иной. Так, у словаков Kracun переводится как рождество, у болгар крачунец – рождественский день, в Закарпатье крачун – рождественский пирог.
Наши далекие предки, обожествлявшие Солнце, вставали в эту пору за него горой и «помогали» справиться с ежегодной напастью. Понимая, что именно от наипочитаемейшего светила исходит сама жизнь на Земле, они совершали обряды, олицетворявшие победу Света над Тьмой. И действовали при этом в двух разных направлениях. С одной стороны, старались умилостивить грозного Карачуна, выставляя под окнами жертвенную пищу для него: кисель, кашу и проч. И не из лести, а из уважения к иному миру. С другой стороны, возжигали костры и прыгали через них, принимая в себя дух огня-света; водили хороводы; состязались в силе и удали, – мол, не лыком шиты, не сдаемся, а вот еще придет Коляда, тогда ужо и посмотрим. В общем, силу духа и верность небесным богам демонстрировали славяне – на всю мощь присущей им искренности и верности родовому пути. Но жертвоприношения в день зимнего солнцеворота имели и дополнительный смысл: коль скоро Карачун управляет царством смерти, то в недолгое его правление следует помянуть предков перед тем, как они уснут до весеннего тепла, ведь те просили: «Не будите, не будите нас белой зимой, разбудите, разбудите нас ранней весной…» А еще был обычай запускать солнечное колесо. Обыкновенное деревянное колесо от крестьянской телеги обмазывали смолой, поджигали и пускали по склону. Знаете ли, я однажды видела этот запуск в тверской деревне уже в наше время: вместо тележного колеса мальчишки брали автомобильную шину и с горки ее спускали. Солнечное колесо – это примета культур многих народов мира. Его изображения при желании где только не встретишь: в Египте, например, в Индии, в Скандинавии и в Мексике. А Будду иногда величали Царем колес.
В морозный день 22 декабря славяне заботились о будущем, может, даже еще не посеянном урожае. Украинцы, к примеру, считали залогом его богатства особые условия выпекания хлеба на зимний солнцеворот. Мало того, что в середину каравая клали зерна разных злаков, чеснок, травы, облатку, овсяный стебелек или пихтовую либо можжевеловую веточку, а то и баночку меда ставили либо наливали в нее освященной воды, словом – то, что имеет отношение к солнцу и небесной выси, так еще и хозяйке полагалось заниматься хлебопечением в кожухе, вывернутом наизнанку, и в рукавицах.
Испеченный каравай водружали на соломенную подкладку на столе и хранили – где до Нового года, где до Крещенья, а потом выдавали по ломтю всем домочадцам, но кусочек приберегали в качестве целебного средства от хвори, сглаза и прочих нападок нечисти. Словаки давали отведать карачунского хлебца и домашней скотине, а также помещали остатний ломоть перед входной дверью в дом, дабы уберечься от ведьмаческой силы.
Считался тот хлеб особенным и использовался славянами в древности по разным поводам. Например, в гаданьях сельских. В первую очередь, как прогноз на урожай. Как выкатят каравай от порога к столу, так считают, сколько оборотов он сделает на пути, – будто бы столько возов хлеба ожидается в будущем году. А коли повернулся и застыл в положении верхней корки на полу – знать, беда на пороге: скот поляжет или кто-нибудь в семье помрет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий